2017-10-07

old_fat_toad: (222)
2017-10-07 12:17 pm

Меч Санэмори

- Похолодало, надо переселяться наверх, - сказала крыса Грызалинда. - дачу обложим листьями, все тут приберем на зиму. Пора перебираться поближе к каминной трубе.
- Микроволновку не забудьте, и чайник, - озабоченно напомнил Филин. - В холода всегда хороший аппетит.
- а то он у тебя в жару плохой, - буркнула крыса. - Ладно, вот и тащи их сам.

В холодное время крыса Грызалинда и жаба Гвендолен из летнего домика в саду переселялись в квартирку под самой крышей одиноко стоявшего в лесу дома. Они устроились возле теплой каминной трубы, а камины в домике топили волшебные обитатели, появлявшиеся там по ночам: гордые лисовины в кимоно, прекрасные дамы-кицунэ, важные барсуки в бархатных сюртуках. По ночам оттуда доносился чарующий смех красавиц, тихий мелодичный перебор струн, звон кубков, а бывало, и мечей горячих дуэлянтов. По волшебству у них появлялось богатое угощение, дорогие и редкие цветы, хижина по ночам была красиво убранной и парадной, веранду освещали фонари-шары с кисточками, еноты хлопотливо подметали бамбуковые циновки, поправляли расписные шелковые ширмы и разносили напитки.
Утром все это исчезало, и домик стоял заброшенный, засыпанный листвой и опутанный паутиной. Жаба и крыса привыкли к этому, ночные обитатели их не беспокоили, зато они топили печи, и в каморке под крышей было тепло и приятно зимой.

Надо было перенести множество мелочей, и жаба с крысой неутомимо сновали туда-сюда между двориком и чердаком. Филин затащил наверх микроволновку и чайник и заявил, что он страшно устал и голоден. Ему была выдана миска печенья, которым он и захрустел, а Гвен и Грызалинда продолжали затаскивать наверх баночки с наваренным за лето вареньем, насушенный укроп, чашки-ложки и подушки с одеялами.
В один из таких рейсов жаба поскользнулась на чердачной лестнице, составленной из старых стульев, вязанок старых журналов и прочего, и свалилась. Она шлепнулась довольно удачно, ничего не ушибла, но рассыпала ложки-вилки и принялась их собирать. Внезапно ее взгляд упал на длинный ларец из лакового черного дерева, очень красивый и, похоже, дорогой.
- эй, ты там живая? - спросила сверху крыса.
- живая. Посмотри, что я нашла!
Крыса спустилась вниз. Вдвоем им удалось поднять крышку ларца, засунув в щель столовый нож и навалясь на него. Ларец открылся. Внутри на черном шелке лежал грозный изогнутый меч исключительной красоты. Он даже как-то сиял.
- это, наверное, тех, что внизу, - сообразила крыса.
- может, надо им отдать его? - задумалась жаба.
- Самим нам его вниз не снести, а их сюда звать опасно. Вдруг им не понравится, что мы тут поселились без спросу? И куда мы тогда на зиму подадимся? знаешь, давай подождем до весны. Тогда даже если они нас выгонят - мы успеем найти себе другое жилье...
Жаба подумала и согласилась. Ведь с чердака меч никуда не денется. Они закрыли ларец и прикрыли его старыми журналами.

Но все вышло иначе. Однажды вечером, когда с той стороны дома уже зазвенели струны, засновали слуги с посудой и зажглись алые и зеленые шары на веранде, оттуда вдруг донеслись гневные крики.
- О горе мне, о позор! - восклицал низкий голос. - Пропал меч Санэмори, сокровище нашего рода , ему девятьсот лет! Мне остается только покончить с собой, но я даже этого не могу: мне нечем! О позор на мои седины.
- Крыса осторожно переползла через конек крыши и посмотрела вниз. Вальяжный чернобурый лисовин в торжественном кимоно воздевал лапы, топал и гневался. Перед ним кланялся и падал ниц перепуганный енот и жалобно причитал:
- нет, господин Иидзима, это только моя вина, ведь я оруженосец. Пожалуйста, убейте лучше меня, ничтожного Коскэ, это вы можете сделать и кухонным ножом!
- Не убивайте его! - завопила перепуганная крыса. - Не надо! Я знаю, где ваш меч!
Лисовин и енот воззрились вверх.
- не соблаговолит ли достойная леди спуститься? - спросил лис.
Крысе очень понравилось такое вежливое обращение, и она решила рискнуть. Съехала по наклонной черепичной кровле, лис сделал знак енотику, и тот подставил лестницу. Крыса спустилась.
- Грызалинда, - она представилась и попыталась сделать реверанс. С непривычки это у нее не очень-то получилось, но лис благосклонно наклонил голову:
- Иидзима Кохэй. Прошу вас, уважаемая Грызалинда, поведать, что вы знаете про меч Санэмори.
Грызалинда рассказала, как они нашли меч, и почему отложили его возвращение. Она долго извинялась, что меч не отдали сразу, растолковала про зиму и квартирку под крышей. Ей все-таки было немного страшновато. Вдруг оруженосец зайдет на чердак и порушит их самодельную лестницу на самый верх?
Но лисовин заверил ее: никто не причинит им вреда. Он кивнул еноту Коскэ, и тот, кланяясь, помчался на чердак и вскоре вернулся с ларцом. Он упал ниц от почтения и к мечу, и к господину, и подполз к нему с ларцом. Иидзима раскрыл ларец и просиял:
- да, это он! Древний меч самого Санэмори! Ему совершенно нет цены! Моя благодарность беспредельна, уважаемая Грызалинда! Позвольте пригласить вас почетной гостьей на наш сегодняшний ужин.
Почетная гостья такой серьезной персоны - это было очень волнующе. Но ужинать в присутствии множества лис и барсуков... Грызалинда засомневалась.
- Прошу не опасаться, ведь вас пригласил я сам, и все мои гости отнесутся к вам со всем возможным почтением и радушием.
- Дело в том, сэр... Мне очень приятно ваше приглашение, я и мечтать не могла об этом. Но ведь меч нашла не я, а моя приятельница жаба Гвендолен. Поолучается, это мной и не заслужено.
- прекрасно, я почту за честь пригласить и миссис Гвендолен быть моей гостьей. Буду рад. Ужин в полночь.
И он торжественно поклонился. Крыса поняла: прием окончен.
Она отправилась наверх, и долго втолковывала испуганной Гвен, что бояться ничего не надо, драгоценный меч возвращен и волшебные гости не собираются их выгонять. Услышав про званый обед, жаба перепугалась еще больше, но крыса принялась ее уговаривать:
- он сказал, почтет за честь пригласить нас обеих! Такого случая у нас в жизни больше не будет, да и неприлично отказываться!

В конце концов жаба собралась с духом и оделась в свое лучшее платьице и парадный чепчик. В полночь они обошли дом и явились как положено степенным дамам, а не с крыши. Жаба очень боялась, не случилась ли какая-то ошибка и их не пустят, или им будет не усесться за стол для крупных существ, но их очень любезно проводили внутрь и лисовин представил их гостям. Более того, он указал им места рядом с собой. Гости сидели не на стульях, а на дорогой красивой циновке, поэтому стол был совсем низеньким и все отлично устроилось.
Появилась роскошная еда, засновали слуги. Жаба и крыса не все угощения распознали, но они косились на то, как едят остальные гости и в общем как-то справлялись. Они даже не столько ели, сколько во все глаза рассматривали гостей - изысканные дамы-лисы, пышные барсуки и барсучихи в драгоценных украшениях, важные бобры. Был даже один кот в гусарском доломане (крыса содрогнулась, но кот агрессии не проявил, спокойно угощался и беседовал с дамами). Музыканты играли что-то мелодичное. Лис Иидзима завел с жабой и крысой светскую беседу типа как поживаете, они старались отвечать как могли куртуазно.
Вдруг откуда-то сверху раздался завистливый голос:
- а меня не представите?
Наблюдавший с большого дуба за пиршеством филин не выдержал зрелища изобильной изысканной еды. Жаба и крыса остолбенели от такого неприличия, но лис, похоже не рассердился, его это даже позабавило.
- простите, сэр... то есть милорд... то есть Иидзима-сан - крыса растерялась и даже сразу не сообразила, как обратиться, но последнее обращение, похоже, попало, - это наш приятель, филин Филин. Он неплохой, но не очень воспитанный...
Лис кивнул.
- прошу к столу, - он сделал знак и слуги подали еще один прибор. Филин слетел с ветки и представился, кланяясь и явно стараясь опровергнуть клевету о невоспитанности. Но когда дело дошло до еды, забыл все на свете: таких блюд он никогда и не видел!
Беседа потекла дальше, еноты носили угощение и подливали вино, но через некоторое время крыса посмотрела на филина и испугалась: он сидел, затянув круглые глаза тонкими веками и слегка покачивался. Грызалинда пнула его ногой под столом, филин встрепенулся и непонимающе на нее уставился. Какой позор, подумала жаба. Такой обед, а этот обжора совсем осоловел. Что подумает о нас великолепный лис?
Лисовин усмехнулся в пышные усы, но не более того.
- Боюсь, ваш уважаемый приятель несколько устал. Да и рассвет скоро. Наше время истекает. Позволите ли подать ему транспортное средство?
Тут же появился богато украшенный паланкин, куда слуги почтительно усадили филина. Жаба сообразила:
- пожалуй, нам тоже пора! Благодарим за чудесный обед, это незабываемо!
- Прошу вас, - величественно произнес лис, - если что-то надо - обращайтесь. Помните, я ваш вечный должник. Вы спасли мою честь!
Грызалинда и Гвен опять изобразили реверансы и поблагодарили, затем забрались в паланкин. Еноты отнесли их к самому чердаку, выгрузили филина (он спал) и откланялись.
- Оставим его тут, - решила крыса. - Пусть выспится.

На другой день филин виновато молчал и даже не просил есть. Но усиленно пил кислое молоко. Жаба и крыса уже не сердились. Сидя у теплой трубы за чаем, они обсуждали потрясающий визит: экзотические блюда и фрукты, нарядные одежды роскошных гостей, паланкин (когда бы им представился такой случай?!) и все остальное.
И самое главное - все обошлось, и теперь их никто не выгонит из уютной квартирки под крышей.